7 КАК ЭТО ОТРАЖАЕТСЯ НА ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ?
Существуют три уровня последствий деятельности духа обольщения, лжепророчества и неправильного употребления даров - в зависимости от уровня зрелости церкви, в которой это происходит.
1. Личный уровень: обольщение остается личной проблемой того, кто им страдает. Это происходит, если уровень зрелости церкви очень высок, если познание Бога достаточно велико, и обольщаемому просто никто не верит, его не воспринимают как пророка, его действия оценивают правильно и пытаются помочь ему. Если он эту помощь принимает, то освобождается и становится обыкновенным, здравым верующим. Я знаю такие примеры, и поистине - "всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности" (Евр. 12:11). Людям очень больно слышать, что их дары - не от Бога, они очень болезненно переживают, когда их просят не пророчествовать и не распространять свои откровения в церкви, но потом они бывают благодарны. Если же человек в обольщении не принимает эту помощь, то, как правило, он ожесточается в обиде на всех, в противостоянии церкви и уходит из нее, замыкается в своих откровениях, пытается найти церковь или среду людей, компанию или группу, где бы его приняли (иногда это удается).
2. Групповой уровень: это становится проблемой группы людей. Либо уровень зрелости церкви не так высок, как в первом случае, либо - "просмотрели". Новообращенные, либо склонные к обольщению люди, несведущие и неопытные, попадают под контроль "пророка" и часто создают даже микрокульт его личности - на служениях его всегда можно видеть в окружении группы "поклонников", после служения определенные люди страстно ищут встречи с ним. Многие не предпринимают никаких действий или шагов, не "вопросив" совета "Бога" через него. Его цитируют, на его откровения ссылаются, пересказывают друг другу, на них основывают свою веру.
В этом случае между людьми в церкви образуются определенные связи на основании лжепророчества или неправильного употребления дара. Можно наблюдать следующие виды таких неправильных связей:
1) "Пророческие пары". Все знают, что новозаветные пророки действовали командой. Лжепророки часто действуют парой. Насколько я могла наблюдать, это никогда не бывает пара из двух мужчин (в отличие от команды пророков), часто - из двух женщин или из мужчины и женщины. Они считают, что их дары дополняют друг друга. Между ними развивается особая "духовная" близость, они читают мысли и чувства друг друга, всюду ходят вдвоем, на расстоянии чувствуют, когда другому плохо. Проще говоря, между ними образуется телепатическая связь. Часто они действуют так: один всегда говорит на языках, а другой всегда истолковывает. Или по-другому: если налицо некая проблема, которую надо выяснить с Богом, они начинают параллельно молиться ("Давай, ты спросишь, и я спрошу".... Пауза. "Ну, что у тебя?" "А у тебя?") Откровения совпадают, и это утверждает их в истинности "слова". Они часто, даже получая откровения врозь, перепроверяют их друг у друга, созваниваются и т.д. Если говорить о "дополнении", то часто у них бывают просто разные проявления "даров": один видит видения, другой слышит голос, который эти видения истолковывает, один пророчествует, другой - "различает духов". На самом деле всегда в такой паре есть "лидер", зачинщик, тот, от кого это началось, только оба порой уже не могут вспомнить и определить, кто это был. Часто "главным" в паре внешне кажется один, а на деле является другой; бывает, что "дар" одного может действовать только в присутствии другого. Между такими людьми бывает и сильная эмоциональная зависимость. Если это люди разных полов, то в основе может лежать влюбленность, если одного пола - какая-то супердружба, когда подруги дня не могут прожить друг без друга. Такие "парные пророки" часто говорят: "Бог дал нам друг друга", "Бог открыл нам, что у него особенный план на нас обоих (или обеих)." Нужно ли говорит, что таких страстей конец бывает если не страшен, то по крайней мере неприятен, и кончаются такие дружбы часто ссорами и долгим взаимным избеганием, серьезными эмоциональными ранами.
2) Связи типа "культ личности". То, о чем уже упоминалось. Личность "пророка" в центре внимания, всеобщая популярность, зависимость, восторженность. Стоит ли говорить, что такие группы поклонников лучше назвать группами поклонниц, потому что чаще всего формируются они вокруг мужчин, а состоят в основном из женщин. Такие "культы" могут собираться и возле пары пророков.
3) Связи типа "серый кардинал". Налицо, допустим, некий служитель, предпринимающий какие-либо шаги в своем служении. Со стороны кажется, что он обладает свободой действий и принимает решения сам. Но на самом деле он связан и зависим от "пророка", который внешне никак своей власти не проявляет (в отличии от пророка "культового"), но тайно, при личных встречах, влияет на служителя (это может быть пастор или человек, ответственный за служение и т.д.), и фактически за всеми решениями и поступками последнего стоят его откровения и даже просто советы. "Пророк" фактически управляет какой-то частью церкви (группой, служением, каким-то направлением деятельности) через руководителя.
4) Связи типа "пророк - орудие контроля". В этом случае связь - также между лидером и "пророком", но не лидер зависим от "пророка" и подчиняется ему, а наоборот. "Пророк" привязан к лидеру, находится под его контролем, и тот пускает в ход незаконную власть (часто, как всякий контроль, бессознательно): воздействует на группу или на направление служения через откровения "пророка", которые всегда подтверждают его мнение. Он обычно говорит: "Если меня не слушаете, то хоть послушайте, что Бог говорит..." - и эффект этих слов именно такой, на какой он рассчитывает.
5) Самозванные закрытые молитвенные группы "за церковь". Особенно в тех церквах, где нет молитвенного служения, или там, где такое служение есть, но у него нет разумного основания, правильное и похвальное желание людей собираться и молиться за церковь иногда выливается в создание закрытых, элитных групп, считающих себя вправе тайно от всех молиться за самые личные вещи в жизни пастора, служителей, любого из членов церкви только на основании того, что они "видят", что что-то неладно, или им "кажется", что не все в порядке с тем или другим человеком. Эти молитвы сопровождаются, понятное дело, откровениями, не столько ясными и конкретными, сколько мрачными и тревожными, не открывающими причин проблем или выхода из них, но создающими общее впечатление опасности. Эти группы считают себя особенно духовными, за все отвечающими, всех подозревают в грехе либо неискренности...
Если в церкви существуют все или какие-то из этих видов неправильных связей на основании лжепророчеств, то необходимо по крайней мере постараться помочь людям освободиться от них.
3. Общецерковный уровень: вся церковь поражена лжепророчеством. Это редко бывает в церквах, существующих достаточно долгое время, но может возникнуть при самом зарождении церкви (так было в одной церкви, которую я хорошо знаю). Кто-то из новообращенных начинает получать откровения, и пастор или миссионер, основывающий церковь, не сразу различает, что они ложные, попадает под контроль пророчеств и начинает руководствоваться ими. Или пастор попадает под контроль какой-нибудь закрытой молитвенной группы со множеством откровений, которая молится за него - с его же согласия - с целью поддержки на трудных первых этапах становления церкви. Индивидуальный "пророк" или целая такая группа может стать "серым кардиналом", фактическим правителем церкви, источником принятия решений пастора.
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?
Если все это действительно происходит в твоей жизни и в твоей церкви, то что тебе делать? На всех трех уровнях - личном, групповом и церковном - должно придти правильное и здравое понимание того, что такое духовные дары, как и для чего их правильно использовать, должны быть разрушены все мифы и фантазии о том, каким должен якобы быть пророк и пророчествующий человек. Неправильные связи должны прекратить свое существование, люди, страдающие обольщением, прорицанием должны быть наставлены правильно, и им нужно помочь освободиться от этого. Это - достаточно долгий и нелегкий процесс очищения церкви от неправильных представлений и неправильной практики в сфере духовных даров, но сам в себе он заключает великую награду для церкви. Без него невозможен другой процесс, процесс созидания и формирования настоящего пророческого служения. Бог действительно хочет действовать дарами, более того - я утверждаю, что мы не можем считать сильной церковь, в которой не действуют девять даров Святого Духа. В церкви последнего времени должно быть и сильное, созидающее пророческое слово, и конкретное, глубокое слово знания, и различение духов - это мощное оружие в духовной войне. Церковь призвана пророчествовать правительствам, городам и нациям. Поэтому она должна отказаться от немощного наследия прошлого и приготовить себя к тому, чтобы принять новое. "Приготовьте путь Господу"!
Сверим нашу терминологию:
1. Дары откровений (1 Кор. 12:8, 10):
Дар слова знания - сверхъестественная информация о фактах прошлого, настоящего и будущего. (Отвечает на вопрос "что?").
Дар слова мудрости - сверхъестественная информация о том, как следует поступить в сложной ситуации. (Отвечает на вопрос "как?").
Дар различения духов: сверхъестественная информация о том, какие духовные причины стоят за той или иной ситуацией, какие демонические силы действуют в данном случае. Этот дар используется в духовной войне и при изгнании демонов.
2. Контроль (манипуляция, колдовство) - попытка применения незаконной власти над человеком, группой людей или ситуацией, с помощью неправедных, недозволенных методов: манипуляций, угроз, лести, психологического давления, вызывания чувства вины, контролирующих молитв (типа "пусть он сделает так") и т.д. Незаконное воздействие на волю человека. Библия позволяет воздействовать на человека только словом (увещание, назидание, обличение, призыв), а также личным примером. Об этом смотри подробнее в книге "Религиозность. Колдовство. Контроль."
3. Пятигранное служение: Пять даров служения: апостол, пророк, евангелист, пастор, учитель (Еф.4:11). Те "пророки", о которых речь идет в этой книге, не имеют отношения к пророкам пятигранного служения. Мы говорим о людях, служащих или пытающихся служить даром пророчества и дарами откровений только в рамках поместной церкви, и правильнее было бы их называть "пророчествующие" (1Кор. 14:3) или "имеющие пророчество" (Рим. 12:6).
|