6 НЕПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ДАРОВ, ИЛИ ЗАПРЕТНЫЕ ТЕМЫ
Есть ситуации и области жизни, когда духовные дары употреблять не следует, и есть вопросы, которые, может быть, и нужно задавать Богу, но ответы на них следует получать не через духовные дары. Короче говоря, для духовных даров есть свои запретные темы, то "недосягаемое", куда они не должны вторгаться. Есть вопросы, на которые Бог через духовные дары не отвечает. Если Бог не отвечает, а ты настойчиво ждешь и ищешь ответа, то есть вполне реальная опасность, что включится твоя плоть, твои человеческие соображения, домыслы, представления и мечты, и тогда ты получишь откровение от собственного сердца, либо может придти прорицательный дух, дух обольщения, и воспользоваться случаем, чтобы ответить за молчащего Бога.
Какие же это темы, вопросы и области жизни?
1. Мелочное бытовое водительство. О нем уже шла речь, когда мы говорили о "голосах". Бывает, что голоса навязывают такое водительство неопытным верующим. Но сейчас мы говорим о той ситуации, когда верующий сам ищет водительства и создает благоприятные условия для духа обольщения - придти и начать руководить им. Когда я рассказывала в одной церкви о бытовом водительстве, то ко мне подошла группа верующих, и они спросили: "Неужели мы не можем этим пользоваться? А вот, например, недавно у нас был случай. Нам нужно было везти тяжелые веши нашей сестре на другой конец города, и мы не были уверены, дома ли она. Если ее нет дома, то и ехать не стоит, потому что с вещами придется тащиться обратно. И тогда мы спросили Бога, дома ли она". "И что Бог сказал?" "Что дома, и можно ехать". "И она была в самом деле дома?" Пауза. "В том-то и дело, что нет". Тот же самый результат они могли получить, если бы и не прибегали к помощи "духовного дара". Хрестоматийными стали примеры о том, как люди "вопрошают Бога", какой трамвай идет, и идет ли он (ситуация, актуальная для наших городов, где не знаешь, дождешься ли вечером транспорта), есть ли кто-то дома, в какой магазин идти за сметаной. Этим они провоцируют демонические силы вступить с ними в игру, которая называется "водительство".
2. Принятие серьезных жизненных решений. Не используй свои духовный дар или духовный дар другого человека для принятия решений. Ехать или не ехать в отпуск туда-то и туда-то; устраиваться ли на ту или эту работу, и особенно - жениться или не жениться на той или другой девушке. Конечно, это не значит, что в этих сферах Бог не может подсказывать тебе или руководить тобой. Он будет это делать через обстоятельства (это называется еще провидением), через побуждения, через внутреннее свидетельство в Духе и т.д., но не через дары пророчества и откровений, особенно чужие. Во многих пятидесятнических церквах развита целая система "вопрошания" Бога. Это называется "ставить нужду". Особенно это было распространено в прошлые десятилетия, когда в церквах практически не было учения. Происходило это примерно так: у человека была нужда, он шел к пророку (если в церкви был свой пророк) или ждал, что какой-нибудь пророк навестит их церковь, или ехал к пророку в другой город, и молился вместе с пророком, имея в разуме - как бы загадывая - какой-то вопрос, но не задавая его вслух. Этот вопрос мог быть каким угодно: есть ли воля Бога на переезд, женитьбу, перемену работы, как Бог относится к событиям, которые недавно произошли в церкви и т.д. Получалось, что воля человека становилась зависимой от пророка. Человек снимал с себя всякую ответственность и перекладывал ее на "слово". Он принимал решения не на основании своих личных отношений с Богом, но на основании пророчества, о котором, как правило, не рассуждали.
3. Вопросы брака. На самом деле только на одну эту больную тему можно было бы написать еще одну такую же книжку ("и это сделаем, если Бог позволит"), но придется говорить кратко. Существуют два неправильных представления:
а) что у каждого человека есть его предназначенная чуть ли не от вечности, раз и навсегда определенная Богом "половинка", и что
б) Бог через духовные дары должен (или по крайней мере может) открыть эту "половинку" - по-мирски говоря, "суженого (суженую)", - как мужчине, как и женщине. Мужчины реже прибегают для принятия решений о браке к духовным дарам, поскольку выбор, решение и инициатива на их стороне, и они, понимая, что жить им не с откровением, а с человеком, больше обдумывают и присматриваются. Но девушки, не имея возможности выбирать и решать и делать предложения, частенько вознаграждают себя за эти лишения тем, что удаляются в область грез, мечтаний и "откровений" о суженых. Так, девушка видит сон, из которого явствует, что ее мужем должен стать такой-то. Затем она идет к подруге, которая видит видения, и предлагает помолиться за "одну проблему". Видящая видения видит "свет", или колос, или цветок, или два кольца, и обе чувствуют, что в молитве им стало "так хорошо". Потом эти откровения "проверяются" еще у двух-трех пророчествующих, часто без предупреждения последних, за что они, собственно, молятся. Это на самом деле больше похоже на гадание... В таком случае девушка позволяет демонам вовлечь себя (и других вовлекает) в игру, которая может затянуться очень надолго, и чаще всего кончается разочарованием. Прежде чем стремиться получить такое откровение, девушка должна бы подумать, зачем оно ей. Ведь она даже не сможет воспользоваться им в практической жизни. Не может же она подойти к человеку и сделать ему предложение на основании откровения. Значит, ей остается только впустую тратить месяцы или даже годы на тщетные ожидания и пустые мечты. Бесы обычно любят обманывать и водить за нос людей таким образом. Но многие возразят и скажут, что бывает, что девушки именно так и делают: подходят к молодым людям и говорят: "Бог мне сказал, что ты должен быть моим мужем". Даже со стороны мужчины такая форма предложения ("Бог сказал мне, чтобы я на тебе женился") - это ничто иное, как контроль, манипуляция чужой волей, оказание давления на решение другого человека. Ведь раз "Бог сказал", то волей-неволей надо подчиниться. Не остается места для личного решения или выбора, за тебя уже все решили. Вы назовете мне ряд примеров и скажете, что люди женятся на основании таких откровений и "хорошо живут"? Если они действительно хорошо живут, это вовсе не говорит в пользу откровения, а просто свидетельствует о том, что, вероятно, муж и жена стараются занимать библейскую позицию в браке. Без этого даже брак по супероткровению, с явлением ангелов и небесных сил, и тот не будет успешен, а при этом будет успешен и благословен любой брак, в том числе заключенный обычным путем, без откровения, на основании личного решения и выбора, с благословением Бога. Я не отрицаю браки по откровениям, потому что Библия не отрицает их (пример - брак Исаака и Ревекки), но твердо верю, что они должны быть исключением, а не правилом. Ведь пример Исаака и Ревекки один на всю Библию, да и то в этом браке
а) большую роль сыграло провидение Бога (стечение обстоятельств по воле Божьей);
б) инициатива исходила со стороны жениха (в лице Елеазара как его представителя);
в) была учтена личная воля и решение родственников невесты и самой невесты. Так что я беру на себя смелость сказать, что многочисленные откровения девушкам "он будет твоим мужем" - это отнюдь не библейский путь к обручению и браку, но хорошая предпосылка для обольщения и контроля, как, собственно, и видно по результатам.
4. Оценка действий, поведения и духовного состояния других людей. Мы можем также сказать о таком неправильном употреблении духовных даров, как стремление получить откровение, чтобы узнать, "как Бог смотрит" на то или другое действие какого-нибудь (чаще всего постороннего для нас) человека. Формулировка достаточно запутанная, но для прояснения ее я приведу примеры, которые все сделают понятным. Сестре А. не понравилось, как проповедовал проповедник Х. Молодой маме Б. показалось обидным замечание, которое сделала ее любимому ребенку учительница воскресной школы. Девушку Н. провожал домой брат В., и это показалось "подозрительным" ее подруге. Ну, и таких случаев, когда кто-то кем-то почему-либо недоволен, можно перечислить тысячу и один. Я тоже бываю недовольна людьми, у меня порой бывают конфликты, в которых неправа бываю и я, и вторая сторона. Но я никогда не использую свои духовные дары для того, чтобы разрешить конфликт. Я молюсь и прошу Бога избавить меня от возникшего чувства обиды, или огорчения, или, если, по моему разумению, другой человек неправ, иду и выясняю проблему с ним. Бывали и затяжные конфликты и непонимания, из которых, кажется, и выхода нет, но и они разрешаются со временем, когда я стараюсь вести себя честно, с терпением, любовью, пониманием, судя себя (1 Кор. 11:31) и проверяя свои мотивы. Но я никогда, повторяю, даже при самом "обидном" для меня конфликте не иду к Богу или к кому-то из моих знакомых пророков или пророчествующих, чтобы получить подтверждение в форме откровения., что я права, а тот человек или люди неправы.
Вернемся к тем случаям или примерам, которые были перечислены. Сестра А. идет к знакомой пророчествующей и предлагает помолиться. Они вместе молятся и видят видения - какой-нибудь темный сосуд, или белый, но с темной жидкостью. Откровение истолковывается как неопровержимый приговор Бога о том, что проповедник - в обольщении, возгордился и вообще это не тот человек, который должен проповедовать в этой церкви. Попутно молятся, чтобы он больше не приезжал или (если это местный "кадр") - чтобы пастор понял, что этому человеку доверять нельзя. На следующее утро по церкви медленно, но верно начинает распространяться весть о том, что "Бог" не очень-то благосклонен к Х. Мама Б. сама пророчествует и видит видения, поэтому, обидевшись за сына, она первым делом начинает молиться и получает откровение, что Бог, конечно же, недоволен воскресной школой, что у учительницы - дух непрощения, дух агрессии и дух обольщения, и что пастору нужно бы обратить внимание на то, что делается в воскресной школе. Девушка, которой не нравится поведение ее подружки и молодого человека, опять же молится об этом, успокаивая себя тем, что болеет душой за "чистоту" и "правильные отношения", и получает откровение в виде черной змеи, или какого-нибудь скорпиона, или еще чего-нибудь негативного, из чего делается вывод о "неправильных связях" и развивается кипучая молитвенно-сплетническая деятельность с привлечением еще двух-трех "болеющих за чистоту" подружек.
Во всех трех случаях, возможно, есть действительно повод для недовольства или огорчения. Но налицо неправильные мотивы самих недовольных: подозрительность, обида, гордость, ревность. Во всех этих случаях недовольство должно разрешаться открыто, в личном общении с тем, кто, по мнению недовольного, поступил неправильно, без привлечения на свою сторону авторитета Бога через духовные дары. К тому же зачастую оценка чужих действий и состояния, прямо тебя не касающихся, вообще не входит в твою компетенцию.
"Кто ты, что осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает..." (Рим.14:4)
Во многих церквах настоящим бедствием являются группы ни за что не отвечающих людей, собирающихся вместе и получающих откровения (в виде черных змей и черных или белых сосудов) как о служителях, так и о других верующих, распространяющих вокруг себя нервную, тревожную обстановку.
Итак, всякая чрезмерная озабоченность личной жизнью других и превышение меры своей ответственности - это предпосылки для неправильного употребления дара.
5. Выяснение неясных мест Писания. Откровение проверяется Писанием, а не наоборот. Многие лжеучения возникали на почве того, что неясные места Писания толковались с помощью откровений.
6. Проникновение в тайны прошлого, будущего, посмертной судьбы человека, вечного предназначения и т.д. Об этом частично шла речь в разделе "Голоса", но здесь я хотела бы привести несколько примеров. На такие "интересные" темы любят говорить с Богом новообращенные, неопытные люди. Они думают, что раз у них есть духовные дары (например, в группе новобращенных появился человек с даром пророчества или видящий видения), то почему бы Богу не сказать им то, что им интересно. Он ведь знает! Знать-то знает, но не скажет. Я уже говорила, что Бог не скажет ничего сверх того, что сказал в Библии. Поэтому всякий раз, когда духовные дары начинают использовать подобным образом, на место Бога пытаются "влезть" духи обольщения и начинают красиво и вдохновенно врать. Две новообращенные семьи часто собирались вместе, очень дружили. В одной семье дары действовали у жены, в другой - у мужа. Эти мужчина и женщина из разных семей образовали что-то вроде "пророческой пары" (об этом пойдет речь ниже), "истолковывали языки" друг друга, молились вместе, понимали друг друга с полуслова. Они-то и начали изыскания "за гранью неведомого". Они стали спрашивать у Бога о посмертной судьбе сначала своих родственников: ("Неужели тетя Даша в аду?" - "Нет, дети Мои, хотя она не была рождена свыше, но она всю жизнь страдала и была очень добродетельна, поэтому она находится в чистилище"), потом - о судьбе интересующих их личностей - Высоцкого, Марины Цветаевой. Выяснилось, что Высоцкий в аду. Конечно, на взгляд опытных верующих это просто смешно. Все знают, что, как минимум, чистилища не существует. Но люди искренне верили, что разговаривают с самим Богом. Потом "Бог" открыл этим двум людям, что они "созданы из одного куска, они одно существо, и что их две семьи - это одна семья, и все имущество и дети должны быть общими". Это привело к ряду неправильных действий и к горьким разочарованиям. Я знаю также другой случай, когда две подруги начали с помощью духовных даров выяснять свое предназначение... в вечности. Попутно выяснилось, чем они занимались до своего воплощения в людей, чем (или кем) они были на небе, и что в будущем, "на пятом витке истории после Суда", они будут вместе со своими мужьями составлять что-то вроде божественных пар и творить миры. При этом дух обольщения сказал, конечно, что никому никогда ничего подобного не говорил. Это он соврал: идею о божественных парах он позаимствовал у мормонов, но девушки об этом тогда не знали. В этих откровениях нет ничего, что как-то соотносилось бы с Библией, и, соответственно, нет и доли истины.
7. "Вытягивание" откровений. Есть очень много ситуаций - они настолько разнообразны, что трудно описать их все, - когда пророчествующий попадает в щекотливое положение. Например, он приходит на домашнюю группу, и все ждут от него откровений, причем хороших, добрых, утешительных. Или к нему приходит человек и говорит: "Мне нужно слово от Бога! Так хочется, чтобы Бог что-то сказал," - и выразительно заглядывает пророчествующему в глаза. Или после молитвы говорит: "Ну давай еще помолимся, может быть, Бог еще что-нибудь скажет". Конечно, опытный служитель никогда не поддается на такие манипуляции, он будет говорить слово от Бога только в том случае, если у него будет слово от Бога. Но молодые, неопытные верующие, у которых только недавно начал действовать дар пророчества или слова знания, часто чувствуют себя неловко, хотят угодить, им неудобно отказать - словом, они идут на поводу и попадают под контроль окружающих., их настроя, сильного желания получить откровения, и волей-неволей начинают выдавать пророчества от собственного сердца - или лучше сказать, пророчества по сердцу слушающих, по их заказу. Это - насилие над духовным даром.
Есть еще достаточно много случаев и ситуаций, когда дары употребляются неправильно, но мы рассмотрели основные.
|