5 ПРОРОЧЕСТВО
Два мифа о пророчестве
Прежде всего надо сказать, чем пророчество не является.
1) Это не повторение вслух за голосом, который ты слышишь в голове или где-то еще, и не пересказ того, что ты "прослушал" и запомнил, и не записывание под диктовку того же голоса! И вообще - это не имеет с голосом ничего общего. Это - дар речи, а не яснослышания. Пророчествующий - не медиум.
2) Пророчество - это не транс. Это не такое состояние, когда тобой овладевает "сила" и что-то начинает говорить через тебя, так что ты даже не можешь себя контролировать и сам не помнишь, что говоришь. Тебя не должно при этом трясти, и ты вполне можешь говорить нормальным человеческим голосом, и если нужно, ты можешь остановиться. Это - не нечто такое, что "сходит" на тебя в любое время дня или ночи, и ты не можешь противиться этому! "Духи пророческие послушны пророкам" (1 Кор. 14:32). Пророчествующий всегда делает это в полном сознании, он - не трансформатор, не радиоприемник, иными словами - опять же не медиум.
Что же происходит, когда ты пророчествуешь? Что примерно ты должен чувствовать? Прежде всего - это состояние, когда твой дух соединен с Духом Бога. "Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом" (1 Кор. 6:17). При этом ты чувствуешь сильное побуждение говорить, и твердую уверенность, что это слово - от Бога. В этот момент ты как бы понимаешь мысли и чувства Бога по тому или другому вопросу, относительно того или другого человека, словно проникаешь в "совет Бога", в Его планы и намерения (Иер. 23:22). Это - сверхъестественное состояние, его нельзя "выдумать", вызвать самовольно, и его нельзя ни с чем спутать, но все же при этом ты остаешься личностью, ты находишься в полном сознании, ты можешь начать пророчествовать или прекратить в зависимости от обстановки, ты можешь даже сам подбирать какие-то слова и выражения из твоего собственного запаса слов, чтобы выразить слово Бога, ту информацию, которую Он вкладывает в твой дух. Бог побуждает тебя говорить, дает слово, дает власть и способность говорить, но говоришь ты сам, и ответственность за донесение слова лежит на тебе. Оно проходит через твою душу, через твой внутренний мир, и естественно, что чем более твоя душа подчинена Богу, тем "чище", точнее будет слово. Чем более ты - душевный, эмоционально нестабильный человек, тем больше это будет негативно влиять на слово, окрашивать его твоими эмоциями, представлениями, даже искажать. Поэтому о всяком пророчестве следует рассуждать, а не воспринимать его слепо.
Не все из того, что идет "за подписью" "так говорит Господь", действительно говорит Господь. Это может быть лжепророчество, пророчество от собственного сердца, или даже слово от Бога, но сильно преломленное через личность пророчествующего. Конечно, в идеале, если речь идет не о тех., кто пророчествует иногда, в редких случаях, а о людях, которые постоянно служат церкви пророческим даром, - они должны быть ответственны за то, чтобы доносить чистое слово, без поправок на их душевное состояние. Это должны быть поэтому люди достаточно духовно зрелые и здравые, умеющие подчиняться Богу.
Критерии оценки пророчества
Как мы можем оценить любое пророчество?
1. По Слову. Сразу видно, противоречит ли данное пророчество или откровение содержанию или учению Библии. Например, в нашей церкви одна женщина получила "откровение", что Бог якобы одним людям прощает грехи, а другим не прощает, даже если они просят прощения. Это явно противоречит Библии, и такие пророчества сразу следует отвергать.
2. По духу Слова. Я обычно привожу такой пример: открываю любое из многочисленных "грозных" мест Ветхого Завета, например: "Я накормлю их, этот народ, полынью, и напою их водой с желчью... и пошлю вслед их меч, доколе не истреблю их" (Иер. 9:15), и говорю: что вы будете делать, если вам или вашей церкви будет сказано такое пророчество? Если вы скажете "проверять по Слову", то тут даже проверять нечего: в Слове это пророчество есть. оно буквально взято из Слова. Но значит ли это, что надо его принимать? Кроме "буквы" Слова есть еще и дух, и если пророчество проходит проверку "буквой", то оно не всегда проходит проверку духом. Я верю, что при отношениях Нового Завета, в которых Бог состоит с церковью, подобные пророчества не могут быть сказаны от Него.
3. По фактам. Если в пророчестве есть слово знания о настоящем или прошлом, то это легко проверить фактом. Если пророк говорит тебе "ты согрешил", а ты не грешил, или "у тебя недавно умер дядя", а у тебя и дяди-то никакого нет, то тут даже и проверять нечего. Не нужно копаться и искать неведомый грех или "дядю" толковать духовно. Этого не было, вот и все. Если же пророчество говорится о будущем, то здесь могут быть разные варианты.
а) Ближайшее будущее. "И был большой голод в Самарии, когда они (сирияне) осадили ее, так что ослиная голова продавалась по восьмидесяти сиклей серебра, и четвертая часть каба голубиного помета - по пяти сиклей серебра.... И сказал Елисей: так говорит Господь: завтра в это время мера муки лучшей будет по сиклю, и две меры ячменя по сиклю, у ворот Самарии" (4 Цар. 6:25, 7:1).
Четко сказано: когда, что и где. Проверить это пророчество было нетрудно: дождаться завтрашнего дня, пойти к воротам Самарии и увидеть все своими глазами.
Мне рассказывали потрясший меня случай. Одному видному служителю позвонил некто и сказал: "Бог мне сказал быть пророком в вашем служении". Служитель ответил то, что ответил бы на его месте любой: "Простите, я вас не знаю и не имею о вас рекомендаций". "Хорошо," - сказал незнакомый пророк. - "Я позвоню вам через неделю, когда будет землетрясение". Землетрясение состоялось. Лучшей рекомендации пророку не нужно. Часто слышишь такие пророчества: "Через три месяца церковь удвоится." "Через год здесь будет церковь в тысячу членов". Все это приятно слушать, но неплохо бы по истечении срока вспомнить и подсчитать: как там с удвоением? Или имелось в виду то разделение, которое у нас случилось месяц назад? О Самуиле сказано: "и не осталось ни одно из слов его неисполнившимся".
б) Отдаленное и неопределенное будущее. Пример сбывшегося пророчества - не из Библии, а из жизни: в конце 70-х годов, когда за пасторство сажали, за собрания штрафовали, а за веру выгоняли с работы, было пророчество, что придет время, и Евангелие будет проповедоваться в кинотеатрах и на стадионах. Почти через пятнадцать лет это начало исполняться: первое Богослужение на ледовой арене было в 1987 году, с тех пор евангелизации на стадионах были часты, а дома культуры и кинотеатры почти во всех крупных городах церкви арендуют для собраний. Но тогда только всеобщее уважение к пророкам не позволило засмеять того, кто мог сказать такое: это пророчество было произнесено в лесу. где верующие тайно проводили воскресное служение. Пример несбывшегося пророчества (или не сбывшегося по крайней мере в том варианте, в котором оно было сказано). В Финляндии в те же "благословенные" для нашей страны годы имело хождение пророчество о том, что СССР нападет на эту маленькую, но преуспевающую страну и поработит ее. СССР не успел сделать это: его не стало. О таких пророчествах, рассчитанных не на один год или десяток лет, я обычно говорю только "поживем - увидим".
4. Есть ли в пророчестве назидание (созидание внутреннего человека), увещание, утешение (1 Кор. 14), дает ли оно надежду, созидает оно или разрушает? Я помню, как однажды провела три месяца в последней стадии депрессии (это было еще очень давно). Незнакомая приезжая "пророчица", увидев, очевидно, мои подстриженные волосы (в такой церкви, в какой я тогда была, это считалось уклоном в мир), сказала мне от имени Бога, что я иду по широкой мирской дороге прямо в ад и что если я не покаюсь, то останусь вне дверей. Такие пророчества не приводят к истинному покаянию, хотя бы уже потому, что не назван конкретный грех, но убивают в людях последние остатки веры и упования на Бога. Мы еще поговорим о них.
5. Если есть проблема, то указан ли выход из нее? Помню пророчество, которое однажды было сказано в собрании верующих: "Так говорит Господь: стеснил Я вас, и еще стесню. И болезни пойдут от дома к дому, и стоны и плач будут у вас". Это значит, что сейчас плохо, будет еще хуже, и хорошо, может быть, будет только на небе, куда тоже еще не известно, попадете ли вы. А главное, непонятно, почему это все. Здесь нет созидания веры, не показан конкретный путь, как избавиться от скорби. Не так говорит Бог в Своем Слове, даже когда Он обличает: "Когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь, перестаньте делать зло.... тогда придите, и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши как багряное, как снег убелю... Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли. Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас" (Ис. 1:15 - 20). Здесь есть: негативное отношение Бога (обличение), причина Его негодования, выход, конкретное указание - что делать, обещание благословения в случае послушания и возмездия в случае непослушания. Пророчества же, подобные приведенному раньше, сразу начинают с конца, т.е. с "меча", и больше ни к чему не ведут. О пророчествах такого типа (назовем их условно негативными) мы еще поговорим.
6. Отвечает ли это тому, что Бог уже открыл в твоем сердце? "Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как само сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте" (1 Ин. 2:27). Аксиомой является то, что каждый человек, рожденный свыше и имеющий Святого Духа, имеет личные отношения с Богом и может сам получать откровения от Него. Главное, чему верующие должны научиться в наше время, - это личное познание Бога и личная ответственность перед Ним, когда за тебя отвечает не пророк, а ты сам. Поэтому если тебе Бог открыл, что ты должен быть в этой церкви и делать такие-то вещи, а пророк говорит от имени того же Бога, что ты должен, к примеру, ехать в Израиль и проповедовать там ортодоксам, когда ты даже сам не еврей, то можешь смело делать то, что Бог открыл лично тебе, и не ориентироваться на глобальное откровение извне.
7. По плодам. Достаточно простой критерий. Какие плоды пророчество принесло в жизнь того или тех, кому оно адресовано? Произвело оно гордость, превозношение, разделение? Так многим духовным младенцам пророчествовали, что они имеют апостольское, пророческое и пасторское призвание, что их не понимают в их церкви, и всегда это приводило к обидам и ожесточению! Или оно породило или усилило в человеке комплекс неполноценности, неуверенность, разрушило его без того слабую веру? Или, наоборот, укрепило веру, уверенность в Боге, пролило свет, утешило, произвело прорыв в духовном состоянии человека или группы людей? Увидеть это нетрудно.
8. Личность самого пророчествующего. Здесь речь не идет о том, ворчит ли он порой на жену и всегда ли он отвечает представлению об идеальном человеке. Идеальных людей нет. Но плохим симптомом будет, если это - одна из ничем не довольных, ни за что не отвечающих, но все критикующих "блуждающих звезд". Горд он, раздражителен, обидчив, когда его слово не принимается безусловно, требует ли почтения и безоговорочного послушания себе самому? Существует тип "контролирующих пророков", которые сами пророчествуют, сами толкуют свои пророчества, сами за тебя делают по ним выводы, сами требуют немедленного исполнения их с твоей стороны и сами же проверяют, исполнил ты их или еще нет. Такое контролирующее поведение должно само по себе послужить предупреждающим сигналом: будь осторожен.
9. Конкретная практическая польза пророчества. Казалось бы, о таком сверхдуховном действии, как пророчество, - рассуждать с точки зрения практической пользы?! Но тем не менее Бог говорит, что ни одно из Его слов не бывает тщетным (Ис. 55:10 - 11), т.е. бесполезным. Бог не говорит напрасно. Один служитель рассказывал мне о пророчестве, которое ему сказали в тот период его жизни, когда у него была серьезная духовная проблема, разрешения которой он искал. Пророчество даже близко не касалось проблемы или выхода из нее, но зато оно длилось 15 минут, и в нем фигурировали все мужи Божьи от Моисея до Илии, с которыми он сравнивался, и говорилось о его сверхпомазаниии, об успехе, победе и т.д. - но ничего о том, как разрешить его проблему. Это пророчество было красиво и приятно на слух, но бесполезно.
Вообще есть смысл сказать о том, что существуют как минимум два типа бесплодных, поверхностных пророчеств: (1) "Негативное" (все плохо, ты плохой, Бог тобой недоволен, кругом грех и нечистота, а в будущем - скорби и болезни, а весь позитив сводится к тому, что надо "смириться") - такое пророчество особенно знакомо тем, кто бывал в пятидесятнических церквах, но от него не свободны порой и новые церкви. (2) "Позитивное" (все замечательно, Бог тобой доволен, поднимает тебя на новый уровень, дает тебе новое помазание, ты всех победишь, ты Моисей, ты Иисус Навин, ты Давид и т.д.) - это скорее "харизматический" тип пророчества. О "негативном" пророчестве не может быть двух мнений - оно явно разрушает веру и оказывается не только бесплодным потому, что неконкретно и не дает выхода, но и просто вредным, принося уныние, неверие и религиозность. Но и позитивное, при всем своем "оптимизме", часто бывает бесполезным и не дает ничего тому, кому адресовано. Оно укрепляет веру, потому что говорит правильные вещи? Да, конечно, лучше пророчествовать позитивно, чем негативно, но веру это укрепляет только первые три раза. Когда пятнадцатый раз подряд тебе говорят однотипное пророчество, что "Бог поднимает тебя на новый уровень и дает тебе новое помазание", то этим обесценивается и помазание, и "уровень". Если у человека есть глубокая внутренняя проблема и нужда в точном, созидающем слове от Бога, то его не удовлетворит общее слово о том, что "все будет хорошо". Слово должно быть конкретным, оно должно быть словом, а не набором лозунгов.
Что общего у мякины с чистым зерном?... Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? Посему, вот Я - на пророков, которые крадут слова Мои друг у друга.... которые действуют своим языком, а говорят "Он сказал". (Иер. 23:30)
Видимо, просто нужно почаще рассуждать о пользе того или иного пророчества.
10. Конкретность и связь с реальностью. Это достаточно близко к только что рассмотренному критерию - критерию практической пользы - но здесь есть свой акцент, который необходимо подчеркнуть. Проще всего привести пример. Очень часто пророчествующие получают откровения по формуле "в церкви действует дух ..." или "против церкви вышел дух..." - на место многоточия подставляются любые названия существующих и не существующих в природе духов: оккультизма, колдовства, блуда, обольщения и чего угодно. Также часты откровения типа "действует проклятие..." - и далее следует описание проклятия. Но никакой дух не действует вообще, абстрактно, где-то там, в духовных сферах. Конечно, можно получать откровения о разных духах, их взаимоотношениях, соподчинении, иерархиях, кто от кого зависит и т.д., но я всегда задаю после таких откровений два вопроса: в чем это проявляется и что делать. Если есть конкретные примеры, например, действий духа блуда, которые нельзя объяснить естественными причинами, - то да, мы принимаем это. Другой вопрос: что делать? И какой из этих действий должен быть получен результат? Как действия духа блуда имеют конкретное выражение, их можно видеть не только в духовном, но и в физическом мире: например, разваливаются семьи, люди впадают в грех и т.д., то и борьба, и победа над этим духом должна быть конкретной, с конкретными результатами: грех должен быть удален, семьи восстановлены. Мы не призваны сражаться с тенями и призраками, играть в "войнушку". У нас конкретные противники и конкретная война. С учением о территориальных духах (как со всяким здравым и правильным учением) в практике откровений появился ряд нездравостей. Например, приходит откровение о том, что демонический князь Нижегородской области заключил союз с князем Тверской области и с духом буддизма, и церковь призывается на трехдневный пост. Зачем, почему? Абстрактные проблемы, абстрактные цели, абстрактная война. Непонятно, каковы проявления этого союза на Земле, и, соответственно, непонятно, каких результатов надо добиваться. Я могу привести другой, положительный пример. В одном городе церковь молилась против порнографии в средствах массовой информации, и результат был тот, что в городе нет ни одного порнографического плаката, а на телевидении была запрещена местная программа, транслировавшая соответствующие передачи. Противник был конкретный, цель конкретная и результаты конкретные, хотя "оружия воинствования были не плотские" (2 Кор. 3:10).
Пророчества от собственного сердца
Одна из разновидностей "мякины", о которой только что шла речь, - это пророчества от собственного сердца. Давайте сначала обратимся к Библии, потом посмотрим на практику.
"Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас; рассказывают мечты своего сердца, а не от уст Господних. Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: "Господь сказал: мир будет у вас". И поступающему по упорству сердца своего говорят: "не придет на вас беда". Ибо кто стоял в совете Господа и видел и слышал слово Его?" (Иер.23:16 - 18)
"За то, что они вводят народ Мой в заблуждение, говоря: "мир", тогда как нет мира; и когда он строит стену, они обмазывают ее грязью, скажите обмазывающим стену грязью, что она упадет.... Обрати лицо свое к дочерям народа твоего, пророчествующим от собственного своего сердца, и изреки на них пророчество. За то, что вы ложью опечаливаете сердце праведника, которое Я не хотел опечаливать, и поддерживаете руки беззаконника, чтоб он не обратился от порочного пути своего и не сохранил жизни своей, - за это вы уже не будете иметь пустых видений и не будете предугадывать; Я избавлю народ Мой от рук ваших, и узнаете, что Я - Господь". (Иез. 13:10, 11, 17, 22 - 23)
Итак, мы видим, что пророчество от собственного сердца строго осуждается Богом. Это не лжепророчество в том смысле, что оно не вдохновлено прорицательным духом. Оно исходит не от демонического мира, а от человеческой плоти, от неосвященной души. Это происходит, когда человек говорит от имени Бога, но не то, что Бог на самом деле сказал или мог бы сказать, а то, что хотелось бы этому человеку. Мотивы здесь могут быть самые разнообразные: жалость, человекоугодие, лесть, желание "поддержать", или наоборот - неприязнь, но так или иначе - это личное мнение, отношение или желание самого пророчествующего, не имеющее никакого касательства к слову от Бога.
Я могу привести пример из моей собственной практики. У одной семьи, к которой я относилась с большим сочувствием и в которой принимала большое личное участие, были проблемы с первой беременностью. У врачей было недвусмысленное подозрение, что плод уже мертв, и по всем естественным признакам беременность не могла завершиться рождением живого ребенка. Но мы много молились, "исповедовали" положительно, надеялись на лучший исход, и я лично пророчествовала (с некоторыми другими пророчествующими), что все будет хорошо, "стойте в вере", ребенок будет жить, это к славе Божией и т.д. Но кончилось все не так, как хотелось, и не так, как мы пророчествовали, - произошел выкидыш. Мы не обманывали сознательно, более того, в моменты пророчествования мы сами верили (или очень хотели верить), что это говорит Бог. Очень сильное желание положительного исхода и жалость к молодой семье, а также вера в "положительное исповедание" - все это породило некое подобие слова, которое пришло не от Духа, а от нашей души. Так, должно быть, пророки Израиля пророчествовали своему народу, что у него будет мир, мир, мир, что не приключится никакая беда - им самим хотелось верить в это. Они не слушали, что говорит Господь, но обманывались сами и обманывали других оптимистическими заверениями. Итак, предпосылкой для пророчества от собственного сердца может быть сильная личная заинтересованность, лицеприятие, неспособность отличить свои желания от побуждений Бога.
Заметьте, что Бог говорит: "Избавлю народ Мой от рук ваших" - это говорит о том, что пророчества от собственного сердца не безобидны, но что они разрушительны для Божьего народа. Они не вскрывают проблем и не открывают их истинных причин ("поддерживаете руки беззаконника, чтобы он не обратился от порочного пути своего и не сохранил жизни своей" ), создают впечатление полной безопасности, когда опасность есть, а с другой стороны - "опечаливают сердце праведника", которое Бог не хочет опечаливать. Это бывает в тех случаях, когда из-за негативного, предвзятого личного отношения "пророка" к кому-либо слово становится жестким и обличающим, и в пророчестве "пророк" просто высказывает человеку все, что сам о нем думает. Дьявол использует такие плотские отношения и такие "пророчества" для того, чтобы огорчить человека, которого Бог не хочет огорчать.
Почему пророчество оказалось ложным?
Итак, мы видим, что при тщательном рассуждении может выявиться ложность, несостоятельность пророчества. Что тогда с ним делать? Смотря кому. Человеку, к которому оно было обращено - просто отнестись к нему "философски", отложить его в сторону и забыть о нем, искать слова от Бога в личных отношениях с Ним. Тому человеку, который такое пророчество сказал - постараться разобраться в причинах.
Причины могут быть следующие (это самый схематичный и неполный перечень):
Причина 1. Неразвитость, незрелость дара, неуверенность пророчествующего (допустим, он только начинает). Это - самая невинная из всех возможных причин, и самое обнадеживающее в этом то, что со временем и с опытом, при условии хорошего научения, это пройдет. Пророчествующий не будет больше так ошибаться.
Причина 2. Прорицательный дух, дух обольщения. Об этом мы уже много говорили. Можно добавить еще несколько вещей. Прорицательный дух может быть как благоприобретенным, так и унаследованным еще от дохристианского прошлого.
а) Мы исходим из аксиомы, что у невозрожденных людей не могут действовать дары Святого Духа. Следовательно, все сверхъестественные проявления, "похожие на дары", которые люди имели в мире, - демонические. Многие люди приходят в церковь, и оказывается, что они "с детства" или по крайней мере уже долго видят видения, слышат голоса, или читают мысли, или "чувствуют людей", им снятся вещие сны, они способны предвидеть будущее. Если сразу не объяснить им, что это - не от Бога, что это - сверхъестественные демонические способности, и не помочь им избавиться от этого, то нечего надеяться, что это "само пройдет". Такие вещи сами не проходят, более того, они имеют тенденцию активизироваться после крещения Святым Духом. Ложный демонический дар как будто находит, подо что замаскироваться, словно получает "официальный статус" и начинает работать на разрушение церкви. Поэтому необходимо отречение и освобождение от прорицательного духа, и только потом может идти речь о проявлении истинных даров. Возможны ли после отречения и освобождения проявления истинных даров у человека, который прорицал? Да, конечно, возможны, но практика показывает, что во всяком случае не сразу после освобождения. Должно пройти некоторое время для освящения и изменения личности.
б) Прорицательный дух у человека может начать проявляться уже в церкви, после многих лет хождения с Богом. Мы уже говорили о некоторых причинах этого: духовная незрелость, скрытый грех или плотские амбиции, но сейчас хотелось бы специально подчеркнуть еще две причины: неправильное употребление дара, о котором мы поговорим отдельно, и неправильная связь с тем, кто уже имеет прорицательный дух или страдает обольщением. Что я вкладываю в столь широкое понятие, как "неправильная связь"? Это может быть зависимость от его откровений, вера в его "дар" желание подражать и иметь такой же "дар", как у него, попытки молиться вместе, сотрудничать в дарах и вместе получать откровения. Если ты избрал своим "учителем" и духовным наставником человека, который лжепророчествует или водится духом обольщения, если ты веришь ему и "соединяешься" с ним в молитвах и других духовных действиях, если он возлагает на тебя руки с целью "передать дар", а ты с верой принимаешь, - нет никакой гарантии, что ты действительно не получишь то, что у него. Опять же, здесь нет ничего фатального, механического: встал однажды утром, и "вдруг" оказалось, что ты в обольщении. Ты долго общаешься с этим человеком, веришь ему, принимаешь его откровения, и т.д. Все это ты делаешь сознательно, и так же сознательно ты можешь этого не делать. Даже "передача духа" через возложение рук не является механической. Например, вполне может случиться, что на меня при каких-то обстоятельствах возложит руки человек, страдающий прорицанием. И что же, от этого я стану прорицать? Вовсе нет. Но если я ищу этого, стремлюсь к этому и при возложении рук верою принимаю "дар" - тогда такая опасность реальна.
С ТОБОЙ НЕ СЛУЧИТСЯ НИЧЕГО, ЧЕГО ТЫ НЕ ДОПУСТИШЬ СОЗНАТЕЛЬНО!
Точно так же, если я возложу руки на человека, который не верит в крещение Святым Духом (например, на неверующего человека), - он не заговорит на языках.
Причина 3. Пророчество от собственного сердца. О том, почему оно бывает, мы тоже уже много говорили, но есть еще одно обстоятельство, которое создает для него условия: неправильное употребление даров.
Вот теперь-то самое время поговорить о неправильном употреблении даров. Мы видим, что оно создает условия и для прорицания, и для пророчества от собственного сердца, и еще для очень многих неприятных вещей в церкви. Что же это за корень многих зол?
|