4
ДАР РАЗЛИЧЕНИЯ ДУХОВ: РАЗРУШИМ НЕКОТОРЫЕ МИФЫ
Миф о человеке, имеющем дар различения духов, близок к неправильному представлению о "пророках" вообще: это якобы человек, который все про всех знает и все во всех видит. Здесь хотелось бы остановиться и поговорить подробнее.
У некоторых людей в мире существует такая особенность психики, которую я называю сверхчувствительность. Как правило, это особая чувствительность к перепадам энергии, к настроениям окружающих людей, к тому, что называется "атмосфера" (имеется в виду "духовная атмосфера", психологический климат). Если такой человек попадает случайно в один трамвай с колдуном или "вампиром" или еще какой-нибудь нехорошей личностью, то из трамвая он уже еле выходит, шатаясь от слабости и потери сил. На вопрос, в чем его проблема, он говорит обычно: "Все чувствую!" Такие люди обычно любую среду или помещение оценивают в категориях "атмосферы" - хорошая или плохая, а любого человека пытаются "прочувствовать" с той точки зрения, не нанесет ли он вреда их сверхчувствительному энергетическому и душевному равновесию. Как правило, такой проблемой страдают люди, подвергавшиеся колдовству, гипнозу, проклятиям ("порче"), либо сами активно занимавшиеся экстрасенсорикой. Когда такие люди приходят в церковь, они тоже первым делом часто начинают "зондировать" атмосферу, смотреть, "какой здесь дух". Не знаю уж, по каким именно причинам (их может быть много), они и из церкви часто приходят домой обессиленные, и это часто бывает поводом для них заключить, что "атмосфера" в церкви нехорошая. Таким людям надо помогать освободиться от сверхчувствительности, ни в коем случае не поощрять ее, не культивировать, не идти на поводу у их чувств. Если сверхчувствительный человек говорит, что сегодня в церкви на пятом ряду было "плохо" - а в его устах это всегда надо понимать "духовно плохо", а хорошо было только на восьмом ряду, то ни в коем случае не стоит задаваться вопросом, что за грех поразил всех, кто не сидел на восьмом ряду.
СВЕРХЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ - ЭТО НЕ ДАР РАЗЛИЧЕНИЯ ДУХОВ!
Дар различения духов - это не духовный барометр, не прибор для определения атмосферы, измерения количества бесов на душу населения и на кубический сантиметр воздуха. У дара различения духов другие цели.
Далее, дар различения духов не имеет отношения к зондированию личности другого человека. Один человек, претендовавший на дар различения духов, говорил о себе: "Не могу ездить в трамвае. Одни бесы кругом". Он и многие другие полагают, что имеющие дар различения духов всегда, в любое время, во всех людях видят всех бесов, какие только в них есть.
Когда у нас в церкви только начиналось служение освобождения (а значит, о даре различения духов стали говорить больше), это породило много нетрезвостей. Одни люди, из самолюбия или каких-то других плотских амбиций, стали пытаться пользоваться этим даром примерно таким образом. Приходишь ты себе, ничего не подозревая, в церковь, а к тебе подходит "пророк, различающий духов" (я ставлю все это в кавычки, потому что ни один из этих людей ни в пророческом служении, ни в служении освобождения не был задействован и не был призван ни к тому, ни к другому), и говорит: "Я вижу у тебя дух самооплакивания, дух блуда и дух убийства. И еще проклятие рода вижу (как его можно видеть - до сих пор не понимаю. - Ю.Б.). Тебе нужно срочно на освобождение." Или говорили так: "Мы с сестрой А. за тебя молились, и были открыты пять духов..." О ужас! В то время к самой вероятности наличия бесов у христиан люди только еще начали привыкать. А тут тебе любой может сказать, какие у тебя бесы. Даже если такие бесы именно у этих людей действительно были, все равно НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ВТОРГАТЬСЯ В ЛИЧНОСТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА.
Христос изгонял бесов (по крайней мере насколько мы видим это в Евангелии), когда они проявлялись и явно мешали человеку, а также когда к Нему обращались родственники больного. Он никогда не ходил и не говорил: "В тебе такой бес, в тебе таких-то десяток", хотя окружавшие его люди наверняка не были стерильны в этом смысле: бесы у них могли быть.
Другая нездравость, которую породило неправильное отношение к дару различения духов - это религиозный страх перед людьми, якобы или на самом деле имеющими этот дар. Никто не боялся Христа. К нему шли, чтобы освободиться, а не бежали от него.
Религиозный страх сопряжен также с религиозной зависимостью, когда люди просто сами готовы попасть под контроль имеющих этот дар. Они больше не ориентируются на свои отношения с Богом, на внутренние критерии своего духовного роста, не могут здраво оценить себя и свое состояние - но бегут к "пророку" с вопросом: "Ну что, ты у меня ничего не видишь?" После изгнания бесов столько людей задают вопрос: "А там ничего больше не осталось?"
Дар различения духов проявляется тогда, когда один человек служит другому по просьбе или с согласия последнего, и только с конкретной целью. Это - не психическая диагностика, а откровение от Бога, посылаемое о причине того или иного заболевания или состояния. Это не способность самого человека, не особое зрение, но слово от Бога - как и другие дары откровений.
И третье, чем не является дар различения духов. Это - не способность видеть наяву фильмы ужасов из жизни демонического мира.
Приведу два примера. Одна девушка недавно уверовала, до уверования страдала сверхчувствительностью. Почти сразу начала видеть видения, часть из которых были загадочные, запутанные символы, а часть - просто набор каких-то страхов и ужасов. Часто на молитве она вскрикивала, у нее заболевала голова, когда прямо на нее неслись из пространства какие-то чудища, змеи, огромные жабы, рогатые монстры. Каждая молитва с видениями превращалась для нее в настоящее испытание. Она и окружающие считали, что это дар различения духов и что она так "видит духовный мир".
Второй пример. Одна женщина также уверовала и сразу же решила, что призвана служить освобождением и исцелением (а раньше занималась динамической медитацией). В ее самовольном служении (она ходила по известным ей больным, "порченым", квартирам, которые считались "нехорошими" - словом, вела как бы частную практику знахарства, но считала, что действует Святым Духом) ей "помогал" дар, который выражался в том, что она буквально глазами видела змей, ящериц, пауков и прочие "приятные" (особенно для женщин) существа, которые выходили из одних людей и входили в других. "Вышел" ли бес или не "вышел", она ориентировалась по тому, видела ли она жабу или другого какого гада, выползающего из человека.
Что это? Возможно, какая-то форма ясновидения или действительно способность видеть демонов, но никак не от Бога. Она вселяет страх и ставит тебя в зависимость от того, что ты видишь, или что видят "в тебе", отвлекает от Бога, который действует во всяком освобождении и исцелении прежде всего, и приковывает внимание к демонам. Меня многие знают как служителя освобождения и часто спрашивают: "А ты их видишь?" "Ни разу в жизни ни одного не видела и не хочу видеть", - отвечаю я.
Вообще очень жаль, но происходит постоянно какое-то смещение акцентов, и человек, служащий освобождением, воспринимается окружающими часто скорее как специалист по бесам, знаток демонического мира, чем как человек, служащий силою Бога, - этакий "охотник за привидениями", и при виде его ассоциации возникают не с действиями Бога, а с бесами. Это неправильное отношение к освобождению необходимо разрушить.
Чем еще не является дар различения духов? Это также не яснослышание, не способность вступать в контакт с бесами и слышать их в "духе". Я в принципе против диалогов с ними, даже если они говорят через того, кого ты освобождаешь. Тем более - слышать их "внутренне". Это - на грани "голоса в голове", спиритизма. А главное, что в таких разговорах нет ровно никакой необходимости.
Бог всегда открывает имя и характер демона, если это надо, а подробности из жизни бесов просто не должны быть интересны. К тому же бесы отличаются способностью лгать.
Итак, дар различения духов - это: не сверхчувствительность, не диагностика личности и не копание в душе человека, не ясновидение и не яснослышание. Как и любой дар Святого Духа, он дается для созидания церкви, на пользу, и прославляет Бога, а не дает дополнительную информацию о бесах.
Я верю, что он проявляется в форме слова от Бога, сверхъестественно приходящего знания, точно так же как дары слова знания или слова мудрости. Что касается видений, то вполне вероятно, что может быть дано видение, в котором в символической форме показывается демон и то, как он действует, но вряд ли стоит этим особенно увлекаться.
Вообще с проникновением в новые, а порой и в старые церкви книг и другой информации об освобождении часто приходится наблюдать печальную тенденцию: религиозные люди от знаний об освобождении не становятся менее религиозными, но становятся какими-то демонически-ориентированными! Познание мира бесов дается как-то проще и легче, чем познание живого Бога, и поэтому похоже, что на место законнического "предания старцев" о "святости и чистоте" (как можно и как нельзя поступать в повседневной жизни, особенно касательно одежды и отношений между полами), бывшего религиозной заменой настоящей духовной жизни в традиционных протестантских церквах, теперь приходит новое, харизматическое "предание" - о бесах и проклятиях.
Недавно в харизматической церкви ко мне подошла женщина и спрашивает: "Скажите, а вот я знаю, что у нас в церкви у двух женщин была клиническая смерть раньше, до обращения. В этом есть какой-то криминал?" "Что вы имеете в виду?" "Но я слышала. что у людей, переживших клиническую смерть, бывают бесы. Мне можно с ними молиться? На меня не перейдет?" И так далее. Конечно, церкви был нужен определенный демонологический "ликбез" - хорошее, здравое учение об освобождении. Но повальная демонологическая "грамотность" ("дух онанизма выходит через отряхивания рук", "дух курения выходит с кашлем", "как можно разговаривать с человеком, не поставив защиту" и т.п.) может стать и часто становится суррогатом подлинного знания, увлекает людей на путь повышенного внимания к миру темных сил и опять же сводит духовные действия на уровень колдовства. Молодые верующие думают, что быть "духовным" - это значит знать всех бесов, когда и как они действуют, через что входят, как выходят, как какое проклятие разрушать; охотно пользуются различными схемами, взятыми из разных книг, и противоречащими друг другу классификациями демонов.
Надо понять одно: в освобождении главное - не твои знания, а Бог, Который освобождает. Как сказал один проповедник, в принципе все учение об освобождении можно свести к двум фразам: "Бесы живут в людях. Бесы выходят из людей". Итак, дар различения духов - это ключ не к дополнительному познанию бесов, а к познанию силы Бога.
|