Духовные дары:
разоблачение демонического обмана
© 1995 Юлия Борисенкова
Библейские цитаты даны по каноническому переводу.
1 ПОЧЕМУ БЫВАЕТ ОБОЛЬЩЕНИЕ?
2 ГОЛОСА
3 ВИДЕНИЯ ИСТИННЫЕ И ЛОЖНЫЕ
4 ДАР РАЗЛИЧЕНИЯ ДУХОВ: РАЗРУШИМ НЕКОТОРЫЕ МИФЫ
5 ПРОРОЧЕСТВО
6 НЕПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ДАРОВ, ИЛИ ЗАПРЕТНЫЕ ТЕМЫ
7 КАК ЭТО ОТРАЖАЕТСЯ НА ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ?
Введение:
ВСЕ О ЛЖЕПРОРОЧЕСТВЕ?
Эта книга предназначена в основном для верующих, а особенно - для служителей и пасторов недавно образовавшихся "полноевангельских" церквей России (поскольку речь идет о духовных дарах, то вряд ли она будет актуальна в церквах, где сверхъестественные дары Святого Духа не принимаются). Она отнюдь не имеет цели "запугать" вас ложными проявлениями духовных даров.
Цель ее - наоборот, возбудить ревность, чтобы иметь истинные дары, избавляясь при этим от ложных. Написана она по свежим следам и не на "западном", а на нашем, российском материале - все примеры и случаи обольщения, прорицания, неправильного употребления даров приходилось наблюдать лично. Хотя хотелось бы давно перейти к исключительно созидательной работе в церквах, реальность все-таки пока состоит в том, что есть еще достаточно много вещей, которые необходимо разрушить. Пророческое служение, действие духовных даров - это как раз та область, где трудно что-то построить, не разрушив прежде старое.
Поэтому в этой книге мы будем стараться разрушать многие неверные представления (я бы сказала, мифы), которые мы с вами принесли с собой (кто из мира, кто из традиционных церквей) о том, каким должен быть пророк и духовный человек, как должны действовать дары, о чем может говорить Бог в пророчестве, о чем его можно спрашивать и т.д.
Ведь очень часто именно на основании этих "мифов" начинался разгул разных ложных "духовных" проявлений. Меньше всего мне бы хотелось, чтобы после прочтения этой брошюры в некоторых церквах началась религиозная "охота на ведьм", запреты на дары, выискивание обольщения. Самое лучшее, что может произойти, - это что вы просто увидите уже существующие неправильные употребления даров, проявления обольщения, которые прежде, может быть, считались истинными дарами, и сможете исправить это.
В этой книге я не даю основы учения о духовных дарах, исходя из того, что они уже известны, "дабы не строить на чужом основании". Предполагается, что читающие знают общепринятую классификацию даров и другие основополагающие вещи, а также понимают, что пророчествующий - это не пророк.
На всякий случай, чтобы не получилось так, что мы под одними и теми же словами и понятиями подразумеваем разные вещи, в конце книги я все-таки привожу своего рода "словарь терминов", где дан минимум учения.
Хотя в заглавии упомянуты "Духовные дары", речь идет не обо всех девяти дарах: в книге не рассмотрены дары силы, а также дар говорения на языках и толкования языков. В фокусе нашего внимания было именно то, что связано с пророчеством и откровениями.
1
ПОЧЕМУ БЫВАЕТ ОБОЛЬЩЕНИЕ?
Обжегшись на молоке, обычно начинают дуть на воду. И дуют на нее до тех пор, пока не забудутся впечатления от ожога, либо пока не научатся определять температуру жидкости. Люди, очень сильно пострадавшие в своей жизни от различных видов демонического обмана, маскирующихся под пророчество или дары откровений, обычно вообще не верят пророчествам и видениям, что называется, шарахаются от них. Но Бог хочет от нас совсем не этого.
Библия говорит: "пророчества не уничижайте" (1Фес.5:20); "желаю, чтобы все пророчествовали" (1Кор.14:5); пророчествующий созидает церковь, а пророк, как служитель так называемого "пятигранного" служения (Еф.4:11-12), является одним из важнейших даров воскресшего и превознесенного Христа для Церкви "к совершению святых, на дело служения".
Но с другой стороны, пророчество как дар для созидания церкви не может проявиться во всей полноте, пока церкви наводнены лжепророчествами, пока на собраниях пересказывают запутанные сны или "мультики" (так какие-то остроумные люди окрестили столь распространенные в нынешнем христианстве видения по типу "белый ангел сражался с черным"), пока люди бывают водимы "голосами" и т.д.
Истинное пророческое движение не придет туда, где наслаждаются этими суррогатами подлинных даров. Поэтому самое лучшее - это раз и навсегда разобраться, что же есть лжепророчество и обольщение, а после этого не заморозиться на отрицании всяких даров, но "ревновать о дарах духовных".
Итак, рассмотрим самые распространенные виды демонического обольщения, маскирующиеся под дары откровения и дар пророчества.
Здесь необходимо объяснить одну важную позицию, от которой мы отталкиваемся. Обычно люди, особенно недавно обращенные, поначалу воспринимают различные сверхъестественные проявления очень эмоционально, увлекаются ими, и бывают очень огорчены, а порой и разбиты в вере, когда слышат, что у верующих, крещенных Святым Духом, могут быть такие проявления не от Бога, а от демонов!
Поэтому наряду со здравым учением о духовных дарах в церквах необходимо сразу же говорить, что дары могут быть "ложными". Это не более и не менее странно и противоестественно, чем тот факт, что христиане могут, например, грешить, ссориться, завидовать, или что у них могут быть честолюбивые или эгоистические мотивы. Как все перечисленное (перечень далеко не полный), так и подделки под духовные дары - явление неприятное и неодобряемое, но все же распространенное, потому что корни его - плоть, неосвященность, младенчество:
"Я не мог говорить с вами как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Ибо, если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы?" (1 Кор.3:1-3)
Пока в церкви существуют плотские христиане, "младенцы" (а они будут существовать всегда), церковь будет сталкиваться и с проблемами плоти (1 Кор.3:1-3), и с неправильным употреблением даров. Другое дело, является ли "неведение о дарах духовных" (или плотское поведение) личной проблемой (вероятнее всего, проблемой роста) одного новообращенного человека, разрешить которую ему легко поможет наученная и опытная церковь, или же это станет проблемой всей церкви, в том случае, если младенчество и неведение царят на всех ее уровнях.
Итак, церковь должна быть научена и отдавать себе отчет в том, что демоны, называемые демонами обольщения и прорицательными духами, действительно существуют и подделываются под проявления духовных даров, чтобы разрушать церкви и личную веру отдельных людей. Для этого они избирают своими орудиями или жертвами (потому что людей, страдающих такими вещами, следует прежде всего расценивать как жертвы демонических сил, нуждающиеся в помощи) людей искренних, эмоциональных, любящих Бога, но при всех этих достоинствах имеющих определенный недостаток или изъян в своем духовном росте. Либо этот изъян естествен (человек недавно обращен), либо может быть расценен как затяжная духовная болезнь, проявляющаяся у людей, уже давно верующих по времени, но не освященных в определенных вопросах.
Во втором случае, когда мы имеем дело не с новообращенным, а, например, с человеком, давно и успешно, казалось бы, верующим, но вдруг "заболевшим" обольщением, можно с уверенностью утверждать, что болезнь эта не свалилась на него неожиданно, как стихийное бедствие, а долго и скрыто развивалась в нем при его молчаливом согласии. Это мог быть какой-то тайный грех, которого человек долго не оставлял, неправильная позиция, которую он лелеял - зависть, гордость, амбиции, непрощение. На определенном этапе демоны "зацепили" в нем именно эту струну, и пострадавший пошел у них на поводу. В этом смысле "невинных" жертв обольщения не бывает, и если оно и неожиданно для окружающих, то не для Бога и не для сатаны. "Перед падением возносится сердце человека" (Прит.18:12).
Очень часто в сети обольщения человека увлекает неправильное употребление дара, связанное с желанием контролировать других (применять незаконную власть над людьми - входить в недосягаемое). О неправильном употреблении даров мы будем говорить ниже.
Так что чувствительных людей, которые могут испугаться при упоминании о ложных проявлениях даров - "А вдруг у меня тоже обольщение? Где гарантия, что со мной этого не произойдет?" - можно успокоить. Гарантия - это чистота их собственных мотивов и готовность изменяться. Обольщение не свалится на тебя в одно прекрасное утро, как кирпич на голову, если ты был чист и ходил перед Богом вчера и третьего дня. Ты имеешь власть над демонами, и они не ворвутся в твой дом без твоего собственного попустительства и разрешения. Если ты не был горд, не осуждал и не злословил, не пытался с помощью молитв управлять другими людьми или сферами жизни, над которыми ты не властен, не стремился с помощью духовных даров выяснить обстоятельства, о которых тебе не надо знать, или не использовал свои духовные дары для того, чтобы получить от Бога подтверждение того, что твои противники неправы, - тогда тебе обольщение не грозит.
Гарантия - это твой духовный рост и твои личные отношения с Богом, познание Его, страх Божий, который - начало всякой мудрости. Для тех же, кто уже впал в обольщение и пробыл в нем некоторое время, выход и гарантия, что не будет рецидива, - точно такие же. Обольщение - это не причина, а следствие, не корень, а плод, горький же корень - в ложных позициях и мотивах. Уничтожь корень - и не будет дерева, которое давало бы плод. Конечно, есть еще чисто внешний, механический фактор - сам дух обольщения или прорицания, но при той власти над демонами, которую имеет сегодня церковь, изгнание его или избавление от него - самое легкое из всего, что необходимо предпринять. Самое же главное и трудное - это внутреннее изменение, уничтожение почвы для этого духа, преобразование личности, освящение. Помазанный человек может изгнать из тебя или от тебя демона, но никто не может механически "вогнать" в тебя личное познание Бога, страх Господень, глубину знания Слова, чистоту мотивов. "Каждый смотри, как строит" (1 Кор.3:10) - и строить каждый также должен сам.
|